СТАТЬЯ

Создание акционерного общества (АО). Порядок, цели и документы для создания акционерного общества

В 2020 году были внесены значительные изменения в порядок создания акционерных обществ. Теперь к регистрации компании можно приступать только после осуществления первичной эмиссии ценных бумаг. Внесение изменений объясняется попытками законодателя усовершенствовать и упростить процедуру открытия общества, которая ранее вызывала множество вопросов и сложностей. В этой статье будут рассмотрены ключевые изменения законодательства и основные этапы непосредственно регистрации организации.


Создание акционерного общества: обзор изменений в процедуре


С 1 января 2020 года зарегистрировать АО в налоговой можно только после выпуска акций, которые подлежат размещению среди учредителей компании. Осуществление первичной эмиссии теперь становится функцией не только Центрального Банка, но и регистраторов. Они могут сделать это в течение 5 рабочих дней без оплаты государственной пошлины, составляющей 35.000 рублей.

Данные изменения в законодательстве ввели новое понятие «регистрирующая организация». Последняя правомочна осуществить первичный выпуск ценных бумаг в том случае, если между ней и учреждаемой компанией был заключен договор на ведение реестра акционеров общества. Однако право осуществлять дополнительную эмиссию акций по-прежнему остается только у Банка России.

Реестродержатель общества имеет право запрашивать необходимые ему дополнительные документы, а также отказать в выпуске ценных бумаг. При этом отказ он может никак не объяснять. В таком случае общество правомочно направить документы на регистрацию выпуска акций в Банк России. Если учредители в течение 1 года не зарегистрируют компанию в налоговом органе, то решение о регистрации акций потеряют свою юридическую силу. Придется данную процедуры осуществлять снова.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию по созданию АО




Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

После осуществления выпуска ценных бумаг в качестве заявителя при обращении в налоговую может выступать регистратор общества. Чтобы это стало возможным, в договоре с реестродержателем должен быть предусмотрен пункт о том, что руководитель регистратора правомочен без доверенности быть заявителем при регистрации компании в налоговой.

Также следует учесть, что документы на регистрацию ценных бумаг подаются реестродержателем в электронной форме. Отныне производится выпуск только бездокументарных акций. Почему эти нововведения давно напрашивались и были приняты законодателем? Изменение процедуры положительно скажется на всех участниках отношений:

  1. Государство таким образом снимает с себя часть обязанностей;
  2. Регистраторы получают новые функции и, соответственно, больше клиентов;
  3. Лица, намеревающиеся учредить АО, сэкономят на процедуре открытия из-за ее упрощения.

Создание акционерного общества: пошаговая инструкция 2021


Теперь следует поговорить об основных этапах процедуры создания акционерного общества. Перед тем как начинать собирать документы и направляться в налоговую, необходимо провести целый ряд подготовительных процедур. Важнейшими из них являются:

  • Создание наименования будущей компании. Необходимо предусмотреть два варианта – сокращенный и полный варианты. Не забудьте о том, что в наименовании нужно указать организационно-правовую форму предприятия – акционерное общество;
  • Определите размер уставного капитала общества. Минимальным значением для ПАО является 100 тысяч рублей, для непубличной компании – 10 тысяч рублей;
  • Выберите регистратора;
  • Определитесь с юридическим адресом общества. В его качестве может выступить как арендуемое помещение, так и помещение в собственности;
  • Определитесь с режимом налогообложения. Рекомендуется выбирать упрощенную систему, поскольку она проще в введении. Однако чтобы остановить свой выбора на УСН, необходимо соответствовать ряду критериев и подать соответствующее заявление. Если не сделать последнее действие, то вас по умолчанию «поставят» на общую систему;
  •  Выстройте структуру органов управления учреждаемого юридического лица.

Следующий важнейший этап, на котором нужно заострить свое внимание, - составление Устава регистрируемого общества. Это основополагающий документ, содержащий в себе ключевые составляющие деятельности общества – права и обязанности акционеров, порядок принятия решений, аспекты проведения общих собраний акционеров, цели и предмет деятельности компании и тд. Обязательные требования к составлению документа устанавливаются ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах» №208-ФЗ. Отметим, что Устав может содержать и иные положения, не установленные указанной статьей и не противоречащие действующему законодательству.

Далее необходимо принять решение о создании акционерного общества. Если учредитель в компании один, то принимается его единолично. Если учредителей 2 и более, то они предварительно заключают между собой письменный договор об открытии акционерного общества, а затем проводят учредительное собрание. На заседании принимается решение о создании общества и закрепляется в виде протокола. Однако на учредительном собрании принимается решение не только об открытии компании. Голосованием также утверждаются:

  1. Устав Общества;
  2. Оценка ценных бумаг и иного имущества, вносимого учредителями в качестве уставного капитала;
  3. Структура органов управления организации;
  4. Ревизионная комиссия и аудитор;
  5. Регистратор и тд.

Документы для создания акционерного общества

Не забудьте об оплате государственной пошлины. Ее размер при регистрации акционерного общества составляет 4.000 рублей. В настоящее время законом предусмотрена возможность подачи документов на регистрацию в электронном виде – в таком случае пошлину платить не придется. Но тогда вам потребуется заверение документов усиленной квалифицированной электронной подписью.


Документы, необходимые для создания акционерного общества


И один из финальных этапов при регистрации акционерного общества – сбор документов и их направление в налоговую. В конечном итоге ваш пакет документов должен включать:

  • Заявление по форме Р11001;
  • Решение единственного учредителя или протокол учредительного собрания;
  • Устав в количестве 2 экземпляра;
  • Чек об оплате государственной пошлины;
  • Подтверждение права использовать юридический адрес;
  • Если среди учредителей есть иностранные юрлица, то требуется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующего государства;

Документы следует направлять в Федеральную налоговую службу по место нахождения учреждаемой организации. Обратиться туда можно лично, через МФЦ, Госуслуги, официальный портал ФНС, нотариуса или регистратора. В случае если все документы были верно собраны и заполнены, в течение 3 рабочих дней налоговая осуществит регистрацию новой компании и занесет соответствующие сведения в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений.

На открытие акционерного общества и проведение всех мероприятий без нарушения действующего законодательства может уйти полгода. При этом следует учитывать специфику различных форм компании – публичная она или непубличная.

Хотите создать акционерное общество и не знаете, с чего начать? Как привлечь инвестиции и запустить стартап? Оставьте заявку в одной из форм, представленных на странице, и получите бесплатную консультацию по созданию акционерного общества.


Оставьте заявку и получите документ "Пошаговая инструкция по созданию акционерного общества"




Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Все права защищены © АО "ИКТ", 2008-2021

125047, Россия, г. Москва, 4-й Лесной переулок, д. 4

Тел.: + 8 800 775-87-06

E-mail: ikt@gik.ru