0/5

Исключение миноров из акционерного общества как средство установить контроль

Пройдите тест и узнайте, возможно ли в Вашем акционерном обществе законно исключить миноритарных акционеров и "мёртвых душ", при этом получить 100% акций без их согласия

(в т.ч. из ЗАО и непубличных)

Авторы:

Алла Левина - Заместитель начальника отдела корпоративного управления АО "ИКТ"

Лилия Семенова - Юрист отдела корпоративного управления АО "ИКТ"


Принудительный выкуп акций у акционеров или, как его еще называют, squeeze-out (сквиз аут), представляет собой право мажоритарного акционера (являющегося собственником более 95 % акций в компании), принудительно выкупить акции у миноритариев (оставшиеся акционеры), разумеется, за справедливую рыночную цену. В России процедура принудительного выкупа акций появилась с введением в действие 05.01.2006 г. главы XI.1. Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". К слову заметить, идея принудительного выкупа акций не является уникальной, подобные нормы можно встретить в законодательстве таких стран, как США, Германия, Великобритания, отличия есть лишь в особенностях процедуры.

В России принудительный выкуп акций предусмотрен только для акционерных обществ, и хотя акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью во многом схожи, выкупить таким путем доли участников последнего нельзя.

Есть существенные условия для начала процедуры принудительного выкупа, в частности, следующие:

- ключевая цифра владения акциями для мажоритария составляет более 95 % – именно такой пакет должен быть консолидирован у акционера (вместе с его аффилированными лицами), чтобы рассчитывать на выкуп оставшихся акций у миноритариев.

- компания должна быть публичной (ПАО);

- минимум 10 % акций компании, принадлежащих мажоритарию, должны быть приобретены им в рамках процедуры добровольного или обязательного предложения (то есть миноритарии уже должны начать выход из капитала компании и продавать свои акции).

Цель выкупа акций миноритариев часто всего одна – сосредоточение контроля над компанией в одних руках. Такая необходимость в настоящее время нередко возникает, например, в компаниях, образованных в результате земельной реформы и приватизации периода 90-х годов. В то недалекое время на базе многих государственных предприятий создавались компании, акционерами которых становились работники этих предприятий. Затем их небольшие пакеты концентрировались посредством массовой скупки в руках одного или нескольких мажоритариев с целью получения контроля как над компанией, так и, что самое главное, над ее имуществом (оборудованием, недвижимостью и иными ценными активами). При этом мажоритарии полностью довольствовались своим преобладающим участием в капитале не проводя консолидации 100 % акций. Среди акционеров таких компаний на сегодняшний день нередко могут оставаться сотни и тысячи миноритариев. Не секрет, что наличие большого количества миноритарных акционеров, порождает ряд рисков и трудностей, начиная с возможных недружественных действий со стороны как самих миноритариев, так и тех, кто в любой момент может купить их пакеты, и заканчивая сложностями с проведением корпоративных процедур (миноритариев каждый раз нужно уведомлять о проведении общих собраний акционеров строго в срок и определенным образом, организовывать такие собрания с учетом возможной явки большого количества людей, голос которых фактически ни на что не влияет и не требуется для нормального функционирования компании и т.д.).

Бывают и другие случаи, когда принудительный выкуп призван решить имеющиеся проблемы. Например, в ситуации корпоративного конфликта бывает нужно просто вытеснить недружественного акционера из компании, чтобы он своими недобросовестными действиями не мешал нормальному ведению бизнеса.


Для планирования принудительного выкупа нужно обратить внимание, прежде всего, на статус компании и текущий размер пакета мажоритария. Статус компании, как упомянуто ранее, для проведения выкупа, должен быть публичным. С точки зрения закона, публичным является акционерное общество, акции которого (или ценные бумаги, конвертируемые в акции) размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на рынке (например, на бирже). Говоря об упомянутых компаниях, образованных в результате земельной реформы и приватизации периода 90-х годов, часто можно столкнуться с тем, что Центральный Банк признает их публичными, основываясь на том факте, что в процессе приватизации акции предлагались неограниченному кругу лиц. Конечно, в этом случае у собственников появляются затруднения смены статуса компании на непубличный, а, следовательно, возникает вопрос соблюдения требований закона о раскрытии информации публичными компаниями (иногда в нарушение закона информация вообще не раскрывается), а также другие вопросы, связанные с публичным статусом и соответствующими особенностями таких компаний. Однако если рассмотреть данную ситуацию с точки зрения принудительного выкупа это, наоборот, удобно для мажоритариев приватизированных компаний, так как позволяет во многих случаях провести выкуп и получить полный контроль над активами. После этого можно спокойно заниматься изменением статуса компании или, например, проводить реорганизацию.

Зачастую до начала всех процедур, связанных с доведением до 100 % пакета акций мажоритария наблюдаются две типичные ситуации:

- мажоритарию принадлежит менее 95 % акций, и ему необходимо увеличить свой пакет до необходимого значения в целях осуществления принудительного выкупа;

- пресечение порога в 95 % уже пройдено, но не соблюдено требование закона о приобретении 10 % акций в рамках добровольного или обязательного предложения.

Решение в каждой ситуации зависит от совокупности факторов, но обобщенно можно сказать, что проблема увеличения пакета решается часто либо путем скупки акций, либо путем их дополнительной эмиссии. Проблема же того, как приобретены 10 % акций, может решаться либо естественно – когда при реализации добровольного или обязательного предложения размер скупленных у миноритариев акций составил нужные 10 % и более, либо искусственно – в рамках проведения "контролируемого" мажоритарием добровольного или обязательного предложения, при котором проводимые процедуры направлены на формальное соблюдение требований закона. Что касается справедливости и законности процедуры консолидации 100 % пакета акций, необходимо подчеркнуть, что с момента ее появления в России предпринимались неоднократные, но неудачные, попытки доказать ее несоответствие Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации, в котором рассматриваются подобные дела, неоднократно утверждал, что процедура принудительного выкупа соответствует Конституции и призвана обеспечить баланс между интересами мажоритария, который фактически определяет стратегию развития компании, и интересами миноритария, чьи права собственности затрагиваются выкупом. В связи с тем, что принудительный выкуп прямо предусмотрен Федеральным законом и его легитимность подтверждается позицией Конституционного суда, судебные риски в части справедливости и правомерности принудительного выкупа можно считать отсутствующими.


Скачайте информационный материал по вытеснению миноритарных акционеров и "мертвых душ" из АО

|

V

Получите 50 вопросов-ответов по вытеснению миноритарных акционеров и "мертвых душ" из АО

(в т.ч. непубличных и ЗАО)


Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам

Получите бесплатную консультацию эксперта по корпоративному праву по вопросам процедуры принудительного выкупа акций у акционеров

Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с Вами в течени 15 минут