СТАТЬЯ
Открытие АО (акционерного общества). Как открыть акционерное общество: документы, Устав и порядок открытия АО
Под акционерным обществом понимается хозяйственное общество (иначе называемое корпорацией), уставный капитал которого делится на определенное количество равных долей – акций. Акции наделяют своих владельцев определенными правами и обязанностями, а также дают возможность получать часть прибыли компании.
В 2020 году законодательство претерпело некоторые изменения, что нашло отражение на порядке открытия акционерного общества. Теперь зарегистрировать компанию в ИФНС можно только после регистрации выпуска акций. Первичная эмиссия, согласно новым правилам, может проводиться не только Центральным Банком, но и регистраторами, которые ранее занимались ведением реестра акционеров. Срок регистрации акций через реестродержателей – в течение 5 дней. Они могут сделать это без оплаты государственной пошлины, составляющей 35.000 рублей.
Теперь порядок создания АО можно условно разделить на два этапа – регистрацию акций и само открытие организации. Второй этап в целом не претерпел серьезных изменений и включает в себя привычный порядок.
Открытие АО (акционерного общества): пошаговая инструкция
Сначала необходимо провести своего рода подготовительную работу. Первым действием на пути к открытию АО станет выбор регистратора. Затем нужно согласовать условия создания корпорации – привлечь независимых оценщиков для проведения оценки имущества в случае, если оно входит в уставный капитал учреждаемого предприятия. От оценщиков вам необходимо будет получить минимум 2 экземпляра отчета о рыночной стоимости имущества.
Продумайте полное и сокращенное наименования своей компании. В наименовании не забудьте указать организационно-правовую форму юридического лица – акционерное общество. Также определитесь с юридическим адресом для будущей компании – это может быть как собственный офис, так и арендуемое помещение. Юр. адрес необходим в том числе для того, что получать по нему почтовую корреспонденцию.
Важным действием является определение размера уставного капитала АО. В отношении публичных и непубличных компаний законодательно установлены разные минимальные размеры УК. Минимум для ПАО составляет 100.000 рублей, для непубличного АО – 10.000 рублей.
Также в рамках подготовительного этапа создания компании нужно определить состав учредителей – с одной оговоркой. Заранее «проверьте» всех кандидатов через сайт Федеральной налоговой службы. Если кто-то из них находится в реестре дисквалифицированных лиц, может последовать отказ в государственной регистрации компании.
Выбор режима налогообложения – не менее важная составляющая, которая будет давать о себе знать всегда по ходу деятельности и функционирования организации. Рекомендуется выбирать упрощенную систему, поскольку она освобождает от обязанности предоставлять бух. отчетность в Федеральную налоговую инспекцию. Однако чтобы выбрать УСН, необходимо соответствовать ряду критериев. Выбор системы налогообложения – объемный вопрос, поэтому рекомендуется получить квалифицированную консультацию по нему.
Важно: если вы подходите по всем критериям под УСН, необходимо будет подать соответствующее заявление. Если не сделать этого, то автоматически компания будет зарегистрирована на общей системе.
Следующий шаг – определение структуры органов управления организации и выбор кодов ОКВЭД. Рекомендуется указывать больше таких кодов, чтобы компания в случае расширения могла свободно заниматься иными/смежными видами деятельности.
Следующий ключевой этап создания АО – подготовка устава будущего предприятия.
Подготовка Устава перед открытием акционерного общества
Устав АО представляет собой основополагающий документ компании. Он регламентирует права, обязанности, порядок принятия решений и прочие взаимоотношения между участниками АО. Основные требования к содержанию документа устанавливаются ст. 11 №208-ФЗ от 26.12.1995 года. Согласно требованиям законодательства, устав акционерного общества должен включать в себя следующие сведения:
- Порядок подготовки, созыва и проведения общих собраний акционеров;
- Полномочия общего собрания акционеров и совета директоров;
- Структура органов управления;
- Размер уставного капитала;
- Права и обязанности участников общества;
- Сведения о ценных бумагах компании – их номинальная стоимость, количество, категории и так далее;
- Полное и сокращенное наименования компании;
- Юридический адрес общества;
Также в устав могут заноситься иные сведения, не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Следующий этап учреждения АО – принятие соответствующего решения.
Решение о создании АО принимается либо единственным его участником, либо единогласно всеми учредителями на общем собрании учредителей. В первом случае решение оформляется в виде решения единственного учредителя, во втором – протоколом. В протоколе отображаются результаты голосования по каждому вопросу повестки дня с указанием количества голосов «за», «против» и воздержавшихся от голосования. Для принятия решения по тем или иным вопросам требуется разное количество голосов – в некоторых случаях 100%, в других – ¾ от общего числа голосов.
Еще одним важным шагом является заполнения заявления на открытие акционерного общества по форме Р11001. Его форма была утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Вам нужно будет заполнить титульный лист, листы со сведениями об учредителях, директора (иных лицах, выполняющих его функционал), лист о кодах ОКВЭД, реестродержателе.
За открытие акционерного общества взимается госпошлина, составляющая на момент написания текста 4000 рублей. Однако можно не платить ее, если документы будут поданы в электронном виде – но в этом случае потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Подготовка документов для открытия АО акционерного общества
Финальным шагом на пути к учреждению АО является сбор документов и обращение в налоговую инспекцию. В конечном итоге у вас должен быть следующий пакет бумаг:
- Заявление по форме Р11001;
- Протокол о создании АО;
- Договор о создании акционерного общества (его шаблон можно найти на просторах Интернета);
- Устав компании в двух экземплярах;
- Чек об оплате госпошлины. Этот пункт не является обязательным, поскольку ФНС сама может запросить в нужном ведомстве соответствующие сведения. Однако лучше приложить квитанцию, так как сведения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах могут обновляться с некоторой задержкой;
- Желательно приложить документы, подтверждающие право на использование юридического адреса;
- Нотариальная доверенность от заявителя, если документы на учреждение компании подаются по доверенности;
- Паспорт заявителя (предъявляется при подаче документов).
Документы на регистрацию можно подать несколькими способами:
- Посредством личного обращения в регистрирующий орган;
- Через многофункциональный центр;
- Посредством почтового отправления с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
- Через Госуслуги;
- Через сервис ФНС. Этот и предыдущий способы подразумевают подачу документов в электронной форме, а потому они должны быть заверены усиленной КЭП;
- При помощи нотариуса.
После проверки документов и в случае, если регистрирующий орган не находит оснований для отказа, он принимает решения о государственной регистрации компании и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. На этом основной массив мероприятий по открытию акционерного общества можно считать завершенным.
В целом процедура с учетом первичной эмиссий ценных бумаг – очень сложный процесс. А введенные не так давно изменения в регистрацию акционерных обществ могут вовсе запутать. В процессе учреждения АО необходимо тщательно соблюдать все этапы процедуры и двигаться шаг за шагом.
Узнайте, как за 22 дня реализовать открытие акционерного общества и начать привлекать инвесторов, продавая акции. Пройдите по ссылке https://clck.ru/TYZ4k или скачайте бесплатные материалы в формах ниже.
Получи пошаговую инструкцию по созданию акционерного общества
Гайд "10 ошибок при создании АО которые невозможно исправить"