0/5

Направление обязательного предложения о выкупе акций при реорганизации

Пройдите тест и узнайте, возможно ли в Вашем акционерном обществе законно исключить миноритарных акционеров и "мёртвых душ", при этом получить 100% акций без их согласия

(в т.ч. из ЗАО и непубличных)

Авторы:

Марина Брык - Заместитель начальника отдела корпоративного управления АО "ИКТ"


Эмма Калакуток - юрист отдела корпоративного управления АО "ИКТ"


Институт обязательного предложения (публичной оферты) существует в системе корпоративного законодательства уже более 20 лет с момента принятия Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – ФЗ об АО), однако изначально в своём виде он практически не применялся.

Переоформление института публичной оферты произошло в 2006 г., когда Федеральным законом от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" была введена глава XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Преобразованная конструкция оказалась более понятной и эффективной, что привлекло внимание многих практикующих корпоративных секретарей и деятелей науки в данной области.

В связи с принятием в 2014 г. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", положения которого предусматривали исключение из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) конструкций открытых и закрытых обществ и введение новых - публичные и непубличные акционерные общества, прочтение и толкование главы XI.1 ФЗ об АО вызвало и продолжает вызывать много вопросов и противоречий. В том числе возникают вопросы при толковании исключении из правил о направлении обязательного предложения, содержащиеся в п. 8 ст. 84.2 ФЗ об АО.

Попробуем рассмотреть и разобраться в одном из таких противоречий на примере, часто встречающемся в практике корпоративного юриста:

К акционерному обществу "Х" (далее АО "Х") присоединилось Общество с ограниченной ответственностью "Y" (далее АО "Y"). После реорганизации уставный капитал АО "X" увеличился на сумму уставного капитала ООО "Y". Размещение акций осуществлялось путем обмена долей единственного участника, присоединяемого ООО "Y" на дополнительные обыкновенные акции АО "X" номинальной стоимостью N рублей, исходя из следующего соотношения (коэффициента) обмена долей: N: N, то есть 1 доля участника ООО "Y" обменивалась в 1 дополнительную обыкновенную именную бездокументарную акцию АО "X" номинальной стоимостью 1 рубль каждая.





С даты обмена долей участника, присоединяемого ООО "Y" на дополнительные акции АО "X", то есть с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица – ООО "Y", единственный участник присоединяемого общества стал владельцем более 75 % акций АО "X".

Стоит отметить, что по состоянию на 01.09.2014 г. АО "X" было открытым акционерным обществом (ОАО), позднее в устав общества были внесены изменения в части наименования: ОАО "X" было переименовано в АО "X".

На основании вышеизложенного, возникает вопрос:

Учитывая то, что единственный участник присоединяемого общества АО "Y", приобрел 75 % акций в результате реорганизации АО "X", необходимо ли ему направлять обязательное предложение?

При ответе на поставленный вопрос необходимо с акцентировать внимание на то, что по состоянию на 01.09.2014 г. АО "X" было открытым акционерным обществом, а положения статьи 84.2 ФЗ об АО о необходимости направления обязательного предложения распространяются на случаи приобретения акций публичного общества.

Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

При этом для определения наличия у акционерного общества публичного статуса следует также руководствоваться положениями п. 11 и 11.1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и письмом Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Поскольку в описании ситуации не указывается конкретное акционерное общество, а приводится обобщенная конструкция, вместе с тем полагаю высказать мнение, что в случае если приобретены акции акционерного общества, не являющегося публичным, направление обязательного предложения не требуется.

Кроме того, поскольку в рассматриваемом случае осуществлено приобретение акций в результате реорганизации, полагаю, что даже если акционерное общество, акции которого приобретены, имеет статус публичного, необходимость направлению обязательного предложения в силу п. 8 ст. 84.2 ФЗ об АО отсутствует.


Скачайте информационный материал по вытеснению миноритарных акционеров и "мертвых душ" из АО

|

V

Получите 50 вопросов-ответов по вытеснению миноритарных акционеров и "мертвых душ" из АО

(в т.ч. непубличных и ЗАО)


Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам

Получите бесплатную консультацию эксперта по корпоративному праву по вопросам направления обязательного предложения

Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с Вами в течени 15 минут