СТАТЬЯ
Облигационный займ как способ привлечения денежных средств
Автор: Марина Брык
Заместитель начальника отдела корпоративного управления АО "ИКТ"
Автор: Войтенкова Светлана
Юрист отдела правового обеспечения АО "ИКТ"
Кризис 1998 года подорвал финансовое состояние многих российских предприятий и привел к временному застою во всех сферах деятельности. Разорилось большое количество предприятий малого и среднего бизнеса. Банки тоже оказались не в самой благоприятной ситуации. Требовались время и средства для того, чтобы вновь войти в прежнее русло и начать работу на прежнем уровне. К 1999 году потребность российских предприятий в заемных средствах стала превышать тот объем, который могли предложить банки. Это и послужило толчком для начала развития современного рынка корпоративных облигаций. Сложность заключалась и в не понимании сущности облигаций, и в поиске эмитентов и инвесторов. Опыт развитых стран мира продемонстрировал, что путь эмиссии корпоративных облигаций является эффективно работающим механизмом и необходимость его внедрения в России обусловлена реалиями времени.
Что же такое облигации, обратимся к первоисточнику. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» дает такое определение облигации – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт. В настоящее время эмиссии корпоративных облигаций получили широкое распространение. Этот вид заимствования имеет ряд своих преимуществ. Остановимся них более подробно.